Интервью с сыном Талькова Игорем Тальковым-младшим
"В шоу-бизнесе нужна ширинка сзади. Или миллион"
- Игорь, с чего это ты вдруг решил петь?
- Я с детства засыпал под отцовские аранжировки. Он с музыкантами работал дома, в любое время суток, невзирая на то, что мне утром в школу. Отец был строг. Иногда наказывал. Самое страшное наказание, когда он ставил меня перед собой и заставлял смотреть ему в глаза, отвечая на вопросы. У него была очень сильная энергетика. Иногда он хитрил. Уезжая на гастроли, оставлял свои фотографии. Мол, что если я буду обижать маму, то он все увидит. Я верил. С детства он меня приучал к спорту: вместе отжимались, занимались физкультурой, долбили грушу. Отец всегда говорил, что добро должно быть с кулаками! Я благодарен ему за это. Позже это часто помогало мне в жизни.
Когда отец погиб, мне было только девять лет. Потянуло на улицу. Узнал ее изнутри. Но в пятнадцать сам себя оттуда вытащил, когда понял, что утопаю. Пришел домой, достал отцовские клавиши. Начал наигрывать и... увлекся.
В восемнадцать появились деньги. Я решил их потратить на компьютер и музыкальные программы. Это возраст, когда влюбляешься, страдаешь. Вот и начал сам писать песни. Пел их сначала знакомым, потом на вечерах памяти отца. Затем была поездка в Германию, где я выступал перед эмигрантами. Так и пошло.
- У тебя есть музыкальное образование?
- Немного занимался в музыкальной школе. Но понял, что если захочу возненавидеть музыку, то обязательно должен окончить это заведение. Затем был один день в институте культуры. Но там такая антитворческая атмосфера! Музыку как математику учат. Мама хотела, чтобы я стал актером. Отец тоже хотел поступать на актерский факультет. Но не вышло, о чем он потом сожалел. Я проучился два месяца на актерском факультете в филиале МХАТа и ушел. Документы до сих пор там лежат. Музыка оказалась важнее.
- У вас с отцом очень похожие голоса. Тебя с ним не путали?
- Были казусные ситуации. Сначала на моих афишах писали просто Игорь Тальков, без приставки младший. Я думал, что это правильно, ведь из ныне живущих я - один Игорь Тальков. Но однажды после концерта пришла в гримерку бабушка и стала расспрашивать, почему я не спел «Чистые пруды», где пропадал десять лет и зачем сбрил бороду? После этого я стал «младшим».
- Неужели все так безоблачно? Просто взял клавиши отца и запел, а публика и окружение сразу тебя приняли?
- Неприятных моментов тоже хватает. Некоторые требуют, чтобы я прекратил петь, мол, на детях природа отдыхает. Другие говорят, чтобы я не трогал отцовские песни, мол, так, как он, все равно не спою. А я и не претендую на это. Я делаю это по-другому. Просто я хочу, чтобы его песни жили.
- У тебя своя группа?
- Группа была, даже скрипачка выступала на концертах. Но эти люди хотели всего и сразу. Думали, если я Игорь Тальков, то у меня немерено денег и всего остального. Поэтому сегодня я один на сцене. Альтруистов сейчас мало.
- А отчисления с переизданий пластинок отца, использования фамилии?
- Гонорары с произведений отца отчисляются. Но не такие, как на Западе. У нас эта система несовершенна. По сравнению с нищим - я богатый, а по сравнению с реально богатыми - нищий. У меня и машины нет, езжу на метро.
- Знакомые отца помогают тебе в продвижении?
- Сейчас каждый сам за себя, время такое. Понимая этих людей, я и не надеюсь ни на какую поддержку. В принципе я им даже благодарен. Каждый должен добиться всего в этой жизни сам.
- А фамилия?
- Помогает в том, что имя у меня уже есть. А мешает в том плане, что планка изначально завышена. Люди сразу сравнивают с отцом. Смешно, меня, пацана, с ним, тридцатипятилетним мужиком, глыбой.
- Почему тебя так редко крутят на радиостанциях?
- Не знаю, в чем тут дело. Есть несколько печатных изданий, один телевизионный канал, где, как мне говорили, фамилии Тальков не будет никогда. Это касается и меня. Альбом готов, но ни одна рекорд-компания не взялась за его выпуск. Поэтому сам нашел спонсоров. В нашем шоу-бизнесе нужно либо ширинку сзади иметь, либо миллион долларов! Ни того, ни другого у меня нет.
- Что за песни будут на твоем альбоме?
- На 60 процентов - мои, а на 40 - отцовские, но в более современной обработке. Я их делаю по-своему, даже стиль меняю. Например, «Мою любовь» сделал в регги. На концертах народ принимает эти песни хорошо.
- Прошло уже немало лет, как отца застрелили на концерте в Ленинграде. Нашли наконец убийцу?
- Все лежит мертвым грузом. Следствие занималось тем, чтобы как можно больше фактов скрыть. Все было куплено. Мне называют суммы и людей, которые их получили. А нам с мамой до сих пор не дали прочитать дело.
от 2003 г.
Статься о свершимся-таки выпуске альбома
Тальков-младший продолжает линию своего папы, умело чередуя пронзительные баллады о разбитых чувствах с энергичными призывными агитками. Звуковые находки 80-х тоже во многих эпизодах альбома сохранены. Так, в «Ответы где» звучит наивно синтезированный орган, сродни тому, что можно услышать в знаменитой «России». А в посвящении матери «Святая» записан упругий сочный баян Владимира Трофимова, заставляющий вспомнить… да-да, конечно же, о «Чистых прудах». Почему-то гармошка звучит с явным татарским «акцентом». Не иначе, Тальков-младший решил таким образом реализовать известную отцовскую подколку: «Моя жена – смуглая, так что я ей часто говорил: видимо, твоя прапрабабушка согрешила с татарским ханом».
В остальном, конечно же, в методах звукоизвлечения младший Тальков ушёл гораздо дальше. Увлечение Игоря новомодной западной альтернативой не могло не наложить отпечаток на саунд диска «Надо жить!». Интереснее всего в этом плане сделана заглавная песня, которая начинается как сильно облегчённое Prodigy, а развивается как боевик какой-нибудь Red Hot Chili Peppers с увесистыми отрывистыми гитарами в припевах. Выстраивая композиции своих песен, Игорь не боится идти на смелые эксперименты, то имплантируя в тривиальную любовную поп-балладу трип-хоповый проигрыш («Наше Солнце»), то вдруг балуя немотивированной техно-вставкой в очень серьёзной песне «Время нас не ждёт». Самое главное, что всё это идеально ложится в контекст, не выпячиваясь и не раздражая слушателя.
Альбом «Надо жить!», помимо 13-ти сольных опытов Игоря, вместил в себя переосмысленный вариант «Спасательного круга», авторства Талькова-старшего, два ремикса на «Надо жить» и два дуэта – с Паскалем и Игорем Наджиевым.
от 2005 г.