Bingo написал(а):И как обстоят дела с войной с варварскими государствами? Не думаю, что можно получить хоть какие-нибудь штрафы после объявления войны дикому сброду.
"Дикому сброду"... Тогда ведь не было как такового "цивилизованного мира" (составленного из многих государств): разные народы считали себя и свой мир нормальными, а всех прочих - "варварами". Собственно, само понятие "варвары" изначально - не более чем выражение установки этнического самосознания "МЫ - ОНИ". Такое же, как "гои", "гяуры" и пр. Например, говоря о варварах, эллины вовсе не делали исключения для очень богатой и технически развитой Персии.
Что же до игры - "бедбой" поднимают за любые внешнеполитические проступки, но не сильно, а восстанавливается репутация быстро. Игра вообще заточена на войны.
О недостатках. Мне категорически не нравится местная религиозная система. Во-первых, сами названия религиозных систем весьма условны. "Шаманизм", "Друидизм". Ладно, создать реалистичную и при этом интересную с точки зрения геймплея систему очень сложно. Иудаизм, религиозные представления греков и культы древних германцев - явления не просто сильно отличающиеся друг от друга, но вообще едва ли сопоставимые по смыслу, назначению, роли в жизни древнего человека. Но сделать игру за народы, исповедующие разные религии, надо было хоть немного разной! Способ и результаты "общения" с богами у пиктов и парфян абсолютно одинаков, отличаются лишь названия тех или иных бонусов. В "Е: ДР" "религия" дублирует назначение "культуры", а система знамений просто нелепа. Я готов смириться с тем, что роксоланы якобы исповедовали некую единую веру, согласен условно назвать её "шаманизм" и готов считаться с тем, что на моих подданных влияет их вера. Но, если бы игра придерживалась принципов симулятора Истории, какой мы знаем "Европу", она не предложила бы нам подключить к игре самих древних богов в качестве исторической силы! Когда в "Европе" взаимоотношения церковной и духовной власти могло повлиять, допустим на стабильность в стране - это одно. А теперь представь, что православной России помогает в игре своя виртуальная "Троица", католикам - другая, мусульман опекает Магомет, ацтеков - Нанауатль, а на страже процветания японцев стоит пара сотен духов, тщательно отобранных среди героев Миядзаки. Итого: религиозная система пришита, "чтоб была", не играет роли, к которой призвана, не углубляет геймплей, не помогает нарисовать образы действительно РАЗНЫХ народов.
А собственно, где в игре вообще РАЗНЫЕ народы? Игра называется "Древний Рим". К сожалению, в игре и есть только один Рим, окружённый множеством в той или иной степени и немного на разный манер оштрафованными "недоримами". РАЗНЫЕ страны = разнообразный геймлпей = неубиваемая реиграбельность. Самый толстый кит их тех, на спинах которых держится серия, пущен на ус и жир. "Это игрушка про Рим". Вроде не звучит в качестве приговора? Но парадоксы никогда не делали игр так, для данного жанра - это всё-таки халтура. Почему ойкумена в игре обрезана на Парфии? Потому только, что именно парфяне дали отпор воинам Красса и не позволили Риму продвинуться дальше на Восток, а значит, на первый взгляд, всё, что восточнее Парфии - не имеет отношения к истории Рима. На игру за парфян разработчики просто положили болт!!!
А ведь время Римской Империи - это ещё и время Империи Хань, значительных завоеваний, когда влияние Китая распространилось на огромные территории: Ханьский Китай, как и Рим, не знал достойных соперников... А самое интересное, что между этими двумя древними колоссами велась оживлённейшая торговля, ведь именно тогда расцвёл Великий Шёлковый Путь! Этот путь имел в древности значение не меньшее, чем морской товарообмен с колониями в Новое время. Пролегал через оазисы Средней Азии, и караваны верблюдов в песчаном море играли роль испанских галеонов. Целые города существовали только за счёт посредничества на Пути. А противостояние Китая с хуннами? Последние стремились сами владеть Средней Азией (тогда там было множество высококультурных городов-государств, типа греческих полисов) отрезать Китай с запада, погреть руки на Пути. Для войны с хуннами китайцам позарез нужна была достойная конница, а взять лошадей было негде... Только в той же Средней Азии! Ничего так сюжетец обрисовывается, особенно если вспомнить, что к западу от Китая жили ненавидящие Поднебесную всем сердцем тибетцы, а сам Китай (как, пожалуй, любая империя) включал в себя множество разных, часто недружелюбно относящихся друг к другу, народов.
Ещё один пример "бесшовного" мира I в. до н.э. Легионеры уже упомянутого мною Красса в итоге были в качестве наёмников предоставлены победителями-парфянами в помощь северным союзникам - хуннам, сражаясь за предводителя которых и полегли все от стрел китайских арбалетчиков...
Всё это я к чему пишу... Игра-то, конечно, неплохая. "Парадоксы" говна делать, наверное, просто не умеют. Но как же обидно становится, когда подумаешь, какую мы могли бы получить игру про эпоху Древнего Рима, если бы они захотели действительно отобразить эту эпоху во всей её сложности и полноте! К сожалению, "Е:ДР" стала проходной работой "по мотивам", со слониками и крылатыми латинскими изречениями.
Bingo написал(а):Примерно в 1550 году произошел контакт с западным миром! И, о чудо, крупнейшие державы Восточной Европы - Богемия и Турция! (вероятно тут сыграл свою роль пункт настроек "Удачные государства - Случайные")
какая красивая карта теперь у "Европы", не нарадуюсь!.. А рандом такой не по мне. Пока не появилась (Во втором адд-оне "Византия", если не ошибаюсь) возможность выставить нормальные исторические настройки, "Европу-3" считал здоровенным шагом назад в серии.