Эротика как элемент культуры: экскурс в прошлое
Согласно исследованиям британской аспирантки Дженни Скип, чтение эротической литературы уже 300 лет назад было своеобразным проявлением социальной активности.
В своей диссертации Скип изучила и классифицировала все известные эротические тексты, опубликованные в Великобритании XVIII века: «Я попыталась определить, сколько таких произведений было опубликовано, и детализировать различные типы описываемого сексуального поведения. Короче говоря, понять кто, что и с кем делал», — говорит она.
Избранная девушкой область оказалась неожиданно богатой: «Многие люди слышали о Фанни Хилл, но, оказывается, в XVIII веке публиковалось огромное количество эротической литературы». Несмотря на то, что в ранних работах отмечалось, что подобные книги предназначались для уединенного чтения — дома за закрытыми дверями, Скип утверждает, что их читали в общественных местах.
«Их читали везде — от пабов до кофеен, в которых, впрочем, собиралось не самое изысканное общество», — объясняет она. «Некоторые тексты были составлены по принципу вопросов и ответов и явно предназначались для совместного чтения и обсуждения в группах мужчин».
Большая часть исследования довольно унизительна для женщин. Согласно Скип, в эротических произведениях 1700-х годов женщин представлены как подчиненные по отношению к мужчинам, куртизанки, проститутки, носительницы венерических заболеваний и матери детей с различными уродствами и отклонениями. «Когда мужчины пишут таким образом, или читают подобные тексты, они получают оправдание для утверждения своего авторитета в отношении слабого пола», — утверждает Скип. Однако некоторые тексты представляют женщин совсем иначе: в них обсуждается природа женской сексуальности и описываются нравы сладострастных аристократок.
Преобладающий тип мужчины в эротической литературе 1700-х годов — это вольнодумец-гедонист, искатель удовольствий, любитель выпить, закурить, грязно выругаться и — подчинить себе женщину. Эротические произведения того времени адресованы именно этой группе и призывают мужчин к утверждению своего превосходства, что также выражает репрессивно-консервативную позицию «вольнодумцев» в отношении низших слоев общества.
Интересно, что стоили такие книги недорого и были легко доступны массовому читателю, а не только аристократам, как принято считать. Многие британцы XVIII века, считавшиеся неграмотными, оттого, что не умели писать, отлично владели навыками чтения. «70% мужского населения Лондона умело читать», — пишет Скип.
Исследование охватывает всю литературу — от книг до коротких, в один печатный лист, памфлетов. «Стоимость и содержание данного материала свидетельствует о том, что он был доступен торговцам, квалифицированным и полуквалифицированным рабочим», — продолжает Скип. Его доступность позволяла разным формам сексуальных понятий и отношений просочиться из высших в низшие слои общества.
Научный руководитель Скип, профессор Саймон Берроуз с исторического факультета Лидского университета, назвал ее исследование «новаторской работой»: «Дженни продемонстрировала, что эротические тексты были не просто сексуальными фантазиями. Они могут дать нам подлинно новое видение культурных понятий, сексуальных норм и обычаев, принятых в британском обществе XVIII века».
Скип также описала литературные достоинства старинной эротики, которым может позавидовать современная эротическая и порнографическая литература. «Эти книги очень не похожи на современную эротику. В них больше юмора, больше эстетики и они чаще касаются вопросов общественной жизни и политики тех времен», — пишет Скип. По ее словам, эротическая литература XVIII века — это настоящее зеркало страстей той эпохи: «Во времена, когда военная мощь ассоциировалось с мужественностью, вооруженное нападение часто использовалось в качестве метафоры для обозначения сексуальных отношений — в таких фразах, как "обнажить оружие", "атаковать крепость" и "выстрелить из пушки"».
В 1770-е годы описания судебных процессов, связанных с адюльтером, дали любителям пощекотать себе нервы новую возможность. Дело в том, что, чтобы получить развод, мужчина сначала должен был одержать верх в судебном процессе против соперника, «посягнувшего на его собственность». Только после этого он имел право подать в парламент прошение о разводе. «В этих процессах всегда присутствует элемент подглядывания», — говорит Скип. «Часто свидетелями на суде выступали слуги или владельцы гостиниц, подтверждавшие, что любовники снимали общие комнаты». «Общий интерес к таким печатным материалам показывает, что читатели того времени также любили посплетничать и также интересовались мрачными подробностями разводов — как и современные поклонники таблоидов и ценители сочных скандальных подробностей».
«Производство эротики часто стимулировалось интригами в жизни широко известных общественных деятелей — аристократов, политиков, писателей, драматургов, актрис и, периодически, членов королевской семьи. Их жен и любовниц хвалили и поносили в эротических текстах — они были "футбольными женами" своего времени. Читателей XVIII века так же, как и нас, завораживала личная жизнь знаменитостей — особенно, если у тех были скелеты в шкафу!», — отмечает Скип.