Эстонская проблема - часть проблемы более глобальной, точнее - часть целого клубка проблем во взаимоотношениях Россия-бывшие саттелиты-ЕС-США.
Отличный материал весьма уважаемого мною политолога А. Пушкова, не поленитесь - читается на одном дыхании (в незначительном сокращении):
Во вторник представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана сделал заявление о том, что в ходе предстоящего саммита Россия-ЕС в Самаре Евросоюз не будет вести переговоры о заключении нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией.
Таким образом в канун саммита Россия-ЕС, который начнется 17 мая следует признать, что сейчас у нас — самые сложные отношения с этой организацией за все время президентства Владимира Путина. Отношения между Россией и Европой осложнены не только из-за споров по энергетическим проблемам. Они серьезно ухудшаются еще и потому, что Евросоюз принял в свои ряды несколько восточноевропейских государств, которые свои исторические претензии к России делают главным содержанием взаимоотношений с Москвой, что находит отражение в той позиции, которую занимают эти страны при принятии политических решений в Брюсселе, когда речь заходит о России.
К таким государствам следует отнести Польшу, Литву, Эстонию, Латвию (Речь Посполита lol ). В меньшей степени Чехию и Венгрию. В первой группе стран на официальном уровне господствует идеология переписывания истории. Причем эта деятельность практически не встречает противодействия со стороны держав-победительниц во Второй мировой войне, таких как Великобритания, США и Франция. Создается впечатление, что в Эстонии нацистская оккупация воспринимается частью населения и политиков чуть ли не как период расцвета эстонской нации. Похоже, что и в Польше советский период хотят приравнять то ли к периоду гитлеровской оккупации, то ли изобразить как еще большее зло.
Недоброжелатели РФ пытаются объявить СССР еще большим злом, нежели гитлеровская Германия.
Как известно, в Польше уже обсуждают идею перенести или вовсе снести памятники советским воинам-освободителям. Причем на том же месте, где сейчас стоит монумент неизвестному солдату в Варшаве, планируется открыть памятник в честь Рональда Рейгана. Хотя этот политик не имел никакого отношения ко Второй мировой войне. Да и к самой Польше имел крайне отдаленное отношение. Но он боролся с Советским Союзом, и, видимо, для поляков это является достаточным основанием для того, чтобы возвести в его честь памятник.
В таком случае у меня возникает вопрос: если главный критерий — борьба с СССР, то почему бы польским властям не поставить памятник Гитлеру, который боролся с Советским Союзом гораздо активнее, чем Рейган? И даже объявил ему войну (не «холодную», а самую что ни на есть настоящую).
Антироссийская истерия в этой стране доходит до таких масштабов, что главным врагом страны польские элиты объявляют не Германию, которая много раз захватывала Польшу (в том числе пыталась реализовать программу уничтожения славянского и еврейского населения на ее территории), а Россию. При этом забывается, что Россия ценой жизни сотен тысяч своих солдат спасала польские города (например, Краков) от разрушения. Может быть, нам не надо было этого делать? Потому что теперь вместо благодарности поляки грозятся разрушить памятники людям, которые спасали польские национальные святыни! Рейган для Польши, конечно, куда важнее…
Тенденция к переписыванию истории заметна и в других странах Восточной Европы. Не так давно министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг заявил: «Чехия признательна американцам за освобождение Чехословакии от нацистов». Но это — наглая ложь, которую надо бы затолкнуть обратно в рот господину министру. Потому что, как известно, американцы освобождали только часть западной Чехии. А всю остальную страну, и — главное — Прагу освобождали русские солдаты.
Запад заинтересован превратить страну-победительницу в страну-агрессора.
Такая политика «младоевропейцев» (аццкий Пушков жжот! ), конечно же, не может не вести к обострению отношений между Россией и ЕС по самому широкому кругу вопросов. Потому что переписывается не только история. Это — попытка поставить под сомнение весь послевоенный мировой порядок. Иначе почему мы не слышим со стороны Евросоюза, ОБСЕ и Совета Европы слов осуждения в адрес эстонцев, поляков или латышей?! Почему молчат западные правозащитные организации?! Почему российские правозащитники (например, организация «Мемориал»), которые «не покладая рук» борются с несуществующим в России фашизмом, оставляют без внимания его возрождение в Прибалтике?
К сожалению, наши западные партнеры открыто потакают такому переписыванию истории. Просто потому, что они заинтересованы в том, чтобы Россия из государства-победителя (в силу чего Советский Союз, а потом и РФ получили место постоянного члена Совета Безопасности ООН) превратилась в исторической памяти европейцев в государство-агрессора. А что за всем этим последует — тоже ясно: требование выплаты репараций и компенсаций странам, «пострадавшим от советской оккупации».
В мировой политике очень часто суть действий тех или иных государств сводится к требованию — «дайте денег!». И очень скоро мы его услышим от ряда восточноевропейских государств, которые на международно-правовом уровне попытаются утвердить признание того факта, что Россия должна нести ответственность за оккупацию этих государств после Второй мировой войны. Хотя, как мы знаем, в этих странах были собственные национальные правительства. Да, они входили в «советский блок». Но при этом они никогда напрямую не управлялись Советским Союзом и имели национальные правительства.
Действия ряда стран Восточной Европы направлены на ослабление России и ухудшение ее международного имиджа
Из того, что сейчас происходит, России нужно сделать несколько выводов.
Во-первых, в этом вопросе нам ни в коем случае нельзя рассчитывать ни на Евросоюз, ни на Совет Европы, ни на ОБСЕ. Эти организации прежде всего представляют интересы западноевропейских кругов, которые всегда будут на стороне Польши, Латвии, Эстонии. Апеллировать к этим структурам бессмысленно.
Урок второй: и ЕС, и особенно США могли бы заставить эти государства изменить свою политику. Но они ровным счетом ничего не будут предпринимать. В моих беседах с американцами (как с представителями официальных кругов, так и неофициальных) мне часто задавали вопрос: «Что нужно сделать, чтобы улучшить российско-американские отношения?». И я отвечал, что Вашингтону для этого нужно хотя бы немного обуздать самые вопиющие антироссийские проявления со стороны своих сателлитов в Восточной Европе. Но ничего никогда не было сделано.
Да, американцы периодически по своим причинам убеждают Саакашвили не накалять до предела отношения с Россией. Однако с восточноевропейцами таких разговоров они точно не проводят. В этом вопросе рассчитывать на их помощь также абсолютно бессмысленно, потому что действия стран Восточной Европы направлены на ослабление путинской России и ухудшение ее международного имиджа — а в этом наши американские партнеры вполне заинтересованы.
Наконец, нашему МИДу хватит уже «возмущаться», «негодовать» и «выражать разочарование». Потому что если вы возмущены и негодуете на самом деле, то вы должны подтверждать эти слова реальными действиями. Иногда лучше действовать, чем говорить. А наши действия пока, к сожалению, не слишком убедительны.
Правда, в последние дни к Эстонии применены наконец-то меры, которые нанесут ей экономический ущерб. Но, полагаю, таких мер могло бы быть намного больше. Кстати говоря, мы вполне могли бы обойтись без демонстраций у эстонского посольства. Вместо этого лучше молча принять серьезные санкции в отношении этой страны. Временная приостановка железнодорожного сообщения и остановка грузового транспорта в районе Иван-города — Нарвы — это явно недостаточная реакция на то, что делает Эстония.
Если мы проявим последовательность, то позиция Польши станет проблемой для самого Евросоюза
Нам ни в коем случае не следует бояться таких государств, как Польша. Своим вето на переговоры между Россией и ЕС Варшава не добьется своих целей, если мы сами ей не поможем. Несмотря на то, что Великобритания и Франция потакают антироссийским выпадам Польши и Эстонии, эти страны имеют гораздо больший кругозор, нежели Таллин или Варшава. Они прекрасно понимают: им с Россией нужно иметь дело. И политически, и экономически. Они очень заинтересованы в наших энергоносителях.
Кроме того, Европа пытается получить доступ к нашим газовым магистралям и месторождениям. Россия для ЕС в десятки раз важнее, чем Эстония. Обратите внимание на позицию ЕС: выражая солидарность с Таллином в его конфликте с Москвой, они при этом всячески дают нам понять, что саммит в Самаре все равно состоится и все будет так, как запланировано.
Таким образом, мы должны предложить руководству ЕС положить на одну чашу весов антироссийскую истерию, в том числе эстонских адептов Адольфа Гитлера, а на другую — конструктивное сотрудничество с Россией. И пусть Европа выбирает. Но нам нужно дать понять европейцам, что мы не «прогнемся», а будем твердо стоять на своем.
Если же Россия будет отправлять молодых демонстрантов к эстонскому посольству, но не предпримет никаких контрдействий на уровне реальной политики, к нам не будут относиться слишком серьезно. И мы получим репутацию страны, на которую можно безнаказанно оказывать давление, а интересы которой можно беспрепятственно ставить под сомнение.
Дядя Рейган был бы доволен...