ДОМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДОМ » Календарь » Тихон Николаевич Хренников


Тихон Николаевич Хренников

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

... ушел из жизни 14 августа сего года.

О таких людях принято говорить: "эпоха". В отношении Тихона Николаевича это не метафора, не пафосное преувеличение. Хренников был воплощением колоссальной эпохи в российской культуре и истории — прекрасной и ужасающей, противоречивой и цельной, требующей покаяния и вызывающей гордость одновременно. Смерть Тихона Николаевича подвела под этой эпохой окончательную черту.

Тихон Николаевич Хренников родился в 1913 году в Ельце Орловской губернии в семье приказчика. Он был самым младшим, десятым ребенком в семье.  С девяти лет начал играть на рояле. Учился в Гнесинском техникуме, затем в Консерватории у В. Шебалина и Г. Нейгауза.
Консерваторию Тихон Хренников закончил Первой симфонией. Крупные академические жанры интересовали его на протяжении всей творческой жизни: он писал концерты, симфонии, оперы. И, конечно, очень много музыки для кино, театра, которая естественным образом входила в повседневную жизнь. Его песни пели и на эстраде, и просто в компаниях, под гитару, под аккордеон. Интересно, что и теперь поют. "Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны", "Гусарская баллада", "Верные друзья", "Поезд идет на восток" — фильмы разного достоинства, но музыка Хренникова прекрасна до сих пор. А есть ли в России человек, которому не знакома мелодия песни "Московских окон негасимый свет"?..

Если бы Хренников посвятил себя только композиции, он сделал бы еще больше. Но ему выпала еще одна роль — роль "главного по музыке" в СССР на протяжении 43 лет. Неизвестно, как сложилась бы судьба всей советской музыки и разновеликих музыкантов эпохи, если бы в 1948-м личным повелением Сталина Тихон Николаевич Хренников не был бы назначен генеральным секретарем Союза композиторов СССР...
В последние годы, когда Тихон Николаевич уже отошел от дел, у него появился ученик Тихон Хренников — младший, правнук. Нынешним летом Тихон блистательно поступил в Московскую консерваторию, получив на вступительном экзамене по фортепиано пять с плюсом, что бывает крайне редко. На экзамене Хренников-младший сыграл Третий фортепианный концерт своего деда.

По завещанию Тихона Николаевича он будет погребен у себя на родине в Ельце. Там же состоится отпевание — в храме, расположенном рядом с родным домом композитора, где сейчас организован музей. Похороны пройдут в пятницу, 17 августа. В Москве проститься с Тихоном Николаевичем Хренниковым можно будет в четверг 16 августа в Малом зале консерватории с 12 до 16 часов.

2

Слово композитору Владимиру Дашкевичу:

"Свой большой композиторский талант Тихон Николаевич подчинил Союзу композиторов, который выпил из него все соки. Мне кажется, что в глубине души он союз не любил, потому что внутри было слишком много предателей. Сталин назначил Хренникова волевым решением, совершенно не считаясь с его желаниями. Понятно, что отказаться было невозможно. Заступив на эту должность, Тихон Николаевич стал всем помогать: он ходил по инстанциям, выбивая членам союза квартиры, звания. Сам Тихон Николаевич мне рассказал, как в конце концов его вызвали в ЦК: "Вы знаете, о ком заботитесь? Вот смотрите!" И показали ему пачку доносов, написанных теми, за кого он так рьяно хлопотал. Стресс был чудовищным: Тихон Николаевич попал после этого в больницу. Его жена Клара, которую он нежно любил всю жизнь, буквально выходила его.

В начале перестройки я опубликовал в "Известиях" статью "Все тише, и тише, и тише..." — с резкой критикой Союза композиторов. После этого в среде своих коллег я был как прокаженный: никто со мной даже не здоровался. И вот однажды на большом сборе композиторов в Кемерове, куда я осмелился явиться, Хренников, к изумлению присутствующих, первый подошел ко мне, обнял, поцеловал и сказал, что совершенно разделяет мои взгляды. Он вообще всегда прекрасно понимал, что происходит. Я долго пытался понять, как ему удалось сделать так, что ни один советский композитор не попал под расстрел, а позже под опалу, тогда как представителей других творческих союзов буквально косили — сначала сажали, а потом, в более "демократичные времена", изгоняли из страны. И понял, что Хренников сделал поистине гениальную вещь, применив в своей политике шахматный прием отвлечения. Понимая, что русская музыка традиционно несет в себе мощный социальный заряд, что могло бы вылиться в весьма опасную тенденцию (именно так произошло в литературе, живописи, кинематографе), Хренников нашел замечательный ложный маяк в виде "борьбы с авангардом". Учитывая, что уже в 50—60-е годы советской власти было наплевать на формализм, никто не пострадал. Весь протестантизм молодого поколения реализовался в подражании Штокхаузену и Кейджу, а мог пойти по пути, которым рядом шли литература и поэзия. Борис Чайковский, Слонимский, Тищенко, дарования которых вполне могли бы породить социально значимые протестные произведения, сравнимые с творениями Бродского и Солженицына, прошли мимо этой возможности. Советская музыка благодаря Тихону Хренникову оказалась неопасной для советской идеологии".

3

Мировая, отличный материал!
http://gdb.rferl.org/17767A4A-AEB0-4214-97AA-072E90336520_w220_s.jpg
Еще до войны его музыку уже играли в Америке, то есть он был известен, как говорится, на все континенты. Затем такой период в его жизни, который, собственно, и сделал его Хренниковым, когда — известный факт — Сталин просто сказал, кто будет руководить Союзом композиторов, «вот этот мальчик пусть будет». Действительно, ведь во второй половине 1940-х годов этому мальчику было где-то около 30 лет и, смотрите, он почти полвека руководил Союзом композиторов, причем в самые суровые времена, когда страшные репрессии гуляли по другим творческим союзам. Ни один волос не упал с головы ни одного композитора, если только не считать кратковременного ареста Моисея Вайнберга и то его быстро удалось вызволить из тюрьмы усилиями Хренникова и Шостаковича.
Конечно, бывали недовольные им люди, иначе просто быть не может по отношению к человеку, который возглавляет большое дело. Я знаю, например, что люди, которые очень ценили творчество Шнитке, да и я его ценю, они в свое время роптали, что вот, композитора зажимают. Тем не менее, я должен сказать, я присутствовал на всех пленумах и съездах Союза композиторов 1970-х, 1980-х годов, не было ни одного пленума, на котором бы не игралась музыка Шнитке, крупное его сочинение какое-нибудь и это, безусловно, было с ведома и с одобрения Хренникова. Другое дело, он, конечно, не мог отвечать за все филармонии страны, где, скажем, музыка Шнитке действительно была под фактическим запретом. Но что касается Союза композиторов, который он возглавлял, то здесь, я считаю, был просто режим наибольшего благоприятствования.
Не хочу идеализировать Тихона Николаевича, это был человек, можно сказать, дитя системы, вернее сказать, дитя эпохи, наверное, эпохи великой, безусловно, с ее достижениями, с ее трагедиями. Эпоха закончилась и он ушел, в этом есть какая-то грустная и, наверное, неотвратимая логика.

http://rc.foto.radikal.ru/0708/ec/e12840662cf4.jpg


Вы здесь » ДОМ » Календарь » Тихон Николаевич Хренников